проведение стратсессий

Формирование стратегического плана развития компании

20+
ОПЫТ в развитии бизнеса
лет
Бизнес-архитектор
млрд руб

Сергей Нифонтов

>4
прирост прибыли моих клиентов за последние 4 года совместной работы
Очный и гибридный формат
ЗАПРОС И КОНТРАКТ
АУДИТ
2-4 мес
1) ПОДГОТОВКА
Отчет, уточнение запроса и план
установка
рабочие группы, подготовка
общая встреча всех участников

сессия 1
рабочие группы, доработка проектов
общая встреча всех участников

финальная сессия
4 встречи/ 2 мес
Схема формирования стратегического плана развития компании
чтобы не слить результаты стратегирования
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
+
1) АУДИТ/ диагностика
ПОДГОТОВКА
К СТРАТСЕССИИ
Предварительная диагностика текущего состояния компании.

  • Погружение в контекст организации
  • Выявление сильных сторон
  • Выявление узких мест
  • Формализация целей и задач собственника
  • Формирование заданий на стратсессию
2) Установочная встреча
  • Тематизация: определения тем, с которыми мы будем работать

  • Определение владельца каждой темы
  • Формирование рабочих групп
  • Генеральная линия стратегиования
  • Проектирование администрирования
3) встреча В РАБОЧИХ ГРУППАХ
В рамках подготовки к стратсессии я встречаюсь с каждой рабочей группой для помощи в проработке темы и проверки готовности доклада.

  • Сбор данных по темам
  • CustDev
  • Анализ данных
  • Привлечение внешней экспертизы
  • Версия схемы компании/рынка/отрасли
  • Прояснение мотивации на развитие
1
АУДИТ
Отчет, уточнение запроса и план
установка
рабочие группы, подготовка
Формат аудита:

  • Интервью
  • Участие в совещаниях
  • Деловые диагностические игры
  • Анализ данных и отчетности
1) Общая встреча (сессия 1)
проведение СТРАТСЕССИИ
  • Общая версия схемы компании/рынка/отрасли
  • Что намерены сделать на рынке
  • Ресурсы / ограничения
  • "Неудобные вопросы"
  • Вторичные выгоды
  • Методологические консультации (мышление)
  • Единица масштабирования
  • Инфраструктура масштабирования
  • Кандидатные решения и проекты
  • Отработка ограничений
  • Отработка «неудобных вопросов»
  • Привлечение внешней экспертизы
  • Стабилизирующие факторы
  • Отработка схемы финансирования
2
общая встреча всех участников

финальная сессия
Рабочие группы, подготовка
общая встреча всех участников

сессия 1
3) финальная сессия
  • Представление проектов
  • Обсуждение этапов реализации проектов
  • Представление маршрутной карты
  • Представление команд проектов
  • Планирование контрольных встреч
  • Подведение итогов
2) Встреча в рабочих группах (повторно)
СТАРТ ВНЕДРЕНИЯ
3
1 ВСТРЕЧА ПО АКТУАЛИЗАЦИИ
общая встреча всех участников

финальная сессия
2 ВСТРЕЧА ПО АКТУАЛИЗАЦИИ
3 ВСТРЕЧА ПО АКТУАЛИЗАЦИИ
4 ВСТРЕЧА ПО АКТУАЛИЗАЦИИ
актуализация
  • Контроль того, как компания начала реализацию утвержденных проектов развития
4 встречи раз в 2 недели
Будет проведено после финальной сессии

  • Контроль запуска и хода реализации проектов и продуктов. Возможная корректировка целей. Остановка проектов по результатам отработки гипотез

  • Защита дополнительных проектов. Погружение в контекст реализации стратегии новых ключевых сотрудников
КАК НЕ СЛИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ?
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
4
Зачем нужен стратегический план развития компании?
Стратегический план развития компании – это документ, в котором определяются долгосрочные цели и задачи компании, а также стратегии их достижения. Он является важным инструментом управления, который помогает компаниям определить свое место на рынке и фокусировать свои усилия, принять обоснованные решения, замотивировать сотрудников, привлечь инвесторов и т.д.

Стратегический план развития компании – это живой документ, который должен регулярно обновляться по мере изменения условий.
Чем отличается разработка стратегии от структуризации бизнеса?
Стратегия и структуризация бизнеса - тесно взаимосвязанные и дополняющие друг друга процессы.

Стратегия компании фокусируется на внешнем рынке и клиентах, определяя направления развития в различных отраслях и на различных рынках.

Структуризация бизнеса, с другой стороны, сосредотачивается на внутренних изменениях в компании, оптимизируя ее структуру и процессы для достижения поставленных целей на рынке.
Прошла стратегическая сессия. Как сохранить запал? Что дальше делать?
Как превратить "бумажную стратегию" в реальный и мотивирующий план действий?
1. Превращаем "бумажную стратегию" в план:
  • Фиксируем проекты: Оформляем проекты, созданные на сессии, с четкими целями, задачами и ответственными. К проектам обязательно нужно внимание 1 лиц компании
  • Штаб реализации стратегии: Создаем команду, которая будет следить за ходом реализации стратегии.
  • Регулярные встречи: Проводим встречи штаба (не только в офисе!), чтобы обсуждать ход работы и решать возникающие вопросы.
2. Мотивация и вовлеченность:
  • Встречи с командой: 4 встречи для запуска процесса, далее возможно сопровождение для поддержания мотивации и контроля результатов.
  • Значимость процесса: Выездные встречи штаба подчеркнут важность стратегии и отделят ее от рутинных задач.
Каким образом формируется стратегический план? Кто конкретно за это отвечает и как это происходит?
На этапе формирования рабочих групп (см. Схему стратегического плана развития компании) происходит определение владельца стратегии - является ключевым этапом подготовки к стратегической сессии.

Владелец стратегии – это ответственное лицо, независимо от того, собственник ли он, наемный менеджер или приглашенный специалист.
Его главная задача - обеспечить реализацию стратегии после ее разработки.

Наличие владельца стратегии внутри компании обеспечивает:
  • Постоянное внимание к стратегии.
  • Слаженную работу команды по ее воплощению.
  • Ответственность за достижение поставленных целей.

Таким образом, выбор владельца стратегии – это инвестиция в ее успешную реализацию.
Что если стратегический план не достигает результата?
Регулярные встречи позволяют держать актуальность состояния проектов стратегии и вовремя вносить коррективы/ останавливать эти проекты.

Почему регулярные встречи так важны?
  • Встречи позволяют отслеживать ход реализации стратегии, вносить коррективы в соответствии с изменениями во внутренней и внешней среде.
  • Встречи обеспечивают быстрое реагирование на возникающие трудности, повышая шансы на достижение целей.
  • Встречи помогают пересматривать стратегию, если она перестает быть актуальной, разрабатывая новые подходы.

Стратегия – это не статичный документ, а живой процесс. Регулярная работа команды над ней гарантирует, что она будет соответствовать текущим реалиям, максимизируя шансы на успех.

Само по себе наличие стратегии не гарантирует ее успех, потому что есть и другие участники рынка, которые своими действиями могут внести серьезные коррективы в рыночную ситуацию. Поэтому, если стратегия все же не срабатывает, ее нужно пересматривать.
Как часто рекомендуется менять стратегический план (пересматривать стратегию)?
  • Пересматривать стратегию я рекомендую 1 раз в 6 месяцев. В крайнем случае - 1 раз в год.

  • Отслеживать и контролировать стратегический план по проектам я рекомендую не реже, чем 1 раз в месяц. При необходимости корректировать.
Как вовлечь команду в реализацию стратегии?
Мотивация сотрудников заключается в чувстве сопричастности к созданию чего-то значимого, от идеи до реализации.

Вовлеченность достигается благодаря:
  • Праву проектировать будущее: сотрудники должны иметь возможность вносить свой вклад в разработку стратегии.
  • Поддержке со стороны руководства: собственники и топ-менеджеры должны демонстрировать свою заинтересованность в процессе.
  • Доверительной атмосфере: создание безопасного пространства для обсуждения идей и предложений.

Осознание топ-менеджментом выгод реализации стратегии является критическим фактором.

В итоге: вовлеченные сотрудники, чувствующие свою ответственность за будущее компании, способны творить великие дела.
Как выбрать участников стратегирования?
Рекомендации по составу участников встречи:

1. Владельцы/совладельцы:
  • Приглашать обязательно, так как они принимают ключевые решения.
2. Топ-менеджмент:
  • В крупных компаниях: приглашать всех.
  • В небольших компаниях: приглашать менеджеров уровня топ-1, при условии, что они напрямую влияют на обсуждаемые темы.
3. Крутые специалисты:
  • Приглашать по необходимости, если их знания/опыт напрямую влияют на обсуждаемые вопросы.

Важно: состав участников может меняться в зависимости от конкретной темы встречи.

С удовольствием помогу Вам определить участников стратсессии - обращайтесь!
Какие критерии успешной стратегической сессии?
Успешная стратегическая сессия однозначно должна приводить к запуску и реализации стратегии.

Эффективность стратегии определяется следующим:

1) Вовлеченность сотрудников:
  • Активное участие сотрудников в процессе реализации стратегии.
  • Наличие промежуточных результатов, демонстрирующих прогресс.
2) Рыночные достижения:
  • Улучшение позиций компании на рынке в результате предпринятых действий.
  • Привлечение новых клиентов, увеличение доли рынка.
  • Заключение выгодных контрактов.
3) Внутренние изменения:
  • Проведение глубоких преобразований или трансформации внутри компании.
  • Повышение эффективности бизнес-процессов.
  • Создание новых продуктов или услуг.
Как при большой текущей операционке строить средне и долгосрочные цели?
Сотрудники, глубоко вовлеченные в операционную деятельность, как правило не имеют времени на стратегическое планирование. В этом случае перед стратегическим планированием мы вынуждены сначала заняться структуризацией и систематизацией бизнеса.

Для того, чтобы высвободить время для формирования стратегии, необходимо нарастить организационный ресурс.

После того как будет проведена структуризация и систематизация бизнеса, высвободится время ТОП-менеджмента и ведущих сотрудников, и тогда мы уже сможем окунуться в разработку стратегии.
Как формировать реальные решения на стратегической сессии?
1 Аспект: Подготовка к стратегической сессии
Должная подготовка к стратегической сессии, включающая глубокую проработку вопросов, позволяет превратить намерения в реальные решения для бизнеса.
Выводы, которые были сделаны на стратегической сессии без тщательной подготовки и которые обернулись неверными решениями, могут привести к нежелательным последствиям.

2 Аспект: Привлечение внешних специалистов
Сложные решения, даже те, которые ранее были под запретом обсуждения, могут быть приняты гораздо легче, если привлечь к процессу внешнего модератора или фасилитатора.

3 Аспект: Привлечение внешних экспертов
Позволяет увидеть проектные решения со стороны и оценить последствия этих решений для того, чтобы выбор был более взвешенным и обоснованным.
Нужна ли стратегия талантливому предпринимателю-самоучке с сильной интуицией?
Часто бывает такое, что предприниматель действительно сам все видит и понимает, куда вести компанию.

Одновременно с этим - если он хочет, чтобы коллектив сам генерировал идеи, был вовлечен в реализацию стратегии, а не саботировал шаги по реализации. В таком случае лучше вовлечь свой менеджмент в разработку того, что уже увидел талантливый предприниматель. Это требует особого искусства, особых процедур коммуникации.

Расскажите про примеры, как было у Вас!
КОМПЛЕКС УСЛУГ И ПРОДУКТОВ
1
2
3
4
Проверка готовности команды к стратегированию
Подготовка команды к стратегированию
Формирование стратегического плана
Сопровождение компании в ходе реализации стратегии