О комдиве, «трудных клиентах» и тренерских хитростях
Появилась потребность рассказать о запомнившихся историях из тренерской и консалтинговой практики. Сегодня одна из них
2007 год. С другом и коллегой Евгением Ильченко ведем комплексную программу обучения менеджеров среднего звена и специалистов. Одновременно в компании одновременно обучалось 500 человек, т.е. 10% от общего числа сотрудников. Это крупный промышленный холдинг и много направлений деятельности.
Наша ответственность – две группы по 70-90 человек. Среди тех, кто учился у нас с Евгением были линейные руководители производства, менеджмент розничной сети, логисты и руководители службы безопасности.О сотрудниках СБ и пойдет речь.
В руководстве охраны холдинга работали выходцы из силовых структур. Чаще всего это пенсионеры, т.е. серьезные «дяди» в возрасте за 50.
Нам с Евгением на тот момент еще не было и 35, т.е. по всем показателям руководители службы безопасности годились нам в отцы
А в армии же как? Яйца курицу не учат. Поэтому если со всеми участниками обучения сразу сложились теплые рабочие отношения и люди включились в процесс освоения новых знаний, то служба безопасности на тренингах отбывала номер. Собственно, и садились они всегда на 2 последних ряда.
И во многом поэтому нам как тренерам было сложно найти с ними контакт «от сердца к сердцу». Конечно, мы не могли себе позволить, чтобы часть группы выпадал из программы обучения. Нужно было что-то делать. У нас была гипотеза, что если удастся их посадить на первые ряды, то мы бы смогли лучше вовлечь в процесс обучения сотрудников СБ. Но как это сделать, чтобы было не директивно пока не знали. Для понимания один из руководителей службы безопасности в прошлом служил командиром дивизии. Поэтому привлекать административный ресурс было не вариант.
Пока мы думали, решение пришло неожиданно
По каким-то причинам нам заменили зал на тот, где мы еще ни разу не занимались. Нас разместили в ресторане со сценой. Это был для нас подарок.
Мы приехали заранее до начала тренинга, развернули все стулья спиной к сцене, в противоположном конце зала поставили маленький стол для компьютеров и поставили флипчарт. Сами тоже разместились в противоположном конце от сцены. Т.е. входя в зал, люди сначала думали, что будем сидеть как обычно лицом к сцене, но увидев направление стульев и наше месторасположение садились на привычные для себя места. И руководители службы безопасности как всегда разместились на галерке.
Начали тренинг и через 5-10 минут после начала сказали, что нам так не очень уютно, и чувствуем, что участникам тоже было бы комфортнее смотреть в сторону сцены.
Пока группа бурчала и обсуждала как лучше, мы быстро переместились к сцене и попросили всех просто развернуть стулья на 180%. Так, сами того не ожидая, руководители охраны холдинга оказались на 1 и 2 рядах. Т.е. в зоне прямого физического контакта с нами.
Это был переломный день
К обеду включенность службы безопасности была чуть ли не выше, чем у самых активных и лояльных участников. Общение с ними (охраной) на ближней дистанции позволило нам нащупать темы, где они увидели в нас помощников и экспертов. По-моему, это как раз была тема отношений отцов и сыновей. Плюс добавили прием легализации симптома.
Последующие 7 месяцев работали дружно и слаженно. А в некоторых деловых играх и упражнениях руководители службы безопасности проявили себя даже активнее остальных.
Так что не бывает трудных слушателей, бывают не всегда очевидные ходы сделать их лояльными